Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.
От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:
• доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
• доброжелательная и деловая критика;
• свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
• отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
• принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
Что может сделать каждый для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?
• Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
• Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
• Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
• Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
• Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
• Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
• Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.
• Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
• Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ
Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:
• Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
• Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
• Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).
• Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
• Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
• Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
• Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
• Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
• Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
• Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
• Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
• Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
• Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
• Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:
• доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
• доброжелательная и деловая критика;
• свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
• отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
• принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
Что может сделать каждый для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?
• Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
• Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
• Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
• Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
• Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
• Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
• Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.
• Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
• Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ
Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:
• Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
• Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
• Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).
• Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
• Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
• Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
• Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
• Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
• Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
• Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
• Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
• Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
• Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
• Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
Комментариев нет:
Отправить комментарий